Inkscape  рисование примитивных фигур

Inkscape  рисование примитивных фигур

У Inkscape есть четыре удобных инструмента для работы с фигурами, каждый из которых может создавать или редактировать только собственный тип фигур. Фигура — это объект, изменять который можно разными уникальными для него способами, используя узлы управления и числовые параметры, которые определяют внешний вид фигуры.

К инструментам фигур относятся инструменты для рисования прямоугольников, эллипсов, звёзд и спиралей. Для начала давайте посмотрим на общие принципы работы с ними, а после ознакомимся с каждым более обстоятельно.

 

Основные приёмы

 

Новая фигура создается нажатием и перетаскиванием по холсту курсора соответствующего инструмента. Когда фигура создана (и выбрана), она отображает свои узлы управления в виде белых меток в форме кристалла. Теперь вы можете сразу редактировать созданное, перемещая эти узлы.

 

Все четыре разновидности фигур показывают свои узлы управления с любым из включенных инструментов редактирования фигур, также как и с включённым инструментом редактирования узлов (F2). В момент наведения курсора мыши на один из узлов он (курсор) сообщает вам в строке состояния, что сделает этот узел при его смещении или нажатии по нему с разными модификаторами.

 

Кроме того, каждая фигура отображает свои параметры в панели параметров инструмента (которая находится над холстом). Обычно панель настроек инструмента содержит несколько числовых полей для ввода и кнопку сброса значений в изначальное состояние. Когда фигура выбрана её «родным» инструментом, редактирование значений в панели настроек изменит выбранную фигуру.

 

Любые изменения в параметрах инструмента запоминаются и используются для следующей новой фигуры. Например, если вы измените количество лучей звезды, у всех последующих новых звёзд будет такое же количество лучей. Более того, новые параметры фигур запоминаются глобально для каждой новой сессии работы с Inkscape.

 

 

Прямоугольники

 

Прямоугольник является простейшей, но, возможно, самой распространённой фигурой в дизайне и иллюстрировании. Inkscape пытается сделать создание и редактирование прямоугольников настолько простым и удобным, насколько это вообще возможно.

Переключитесь на инструмент редактирования прямоугольников F4 или щёлкните мышью по его значку (синий квадратик слева). Создайте новый прямоугольник.

Горячие клавиши для рисования прямоугольников:

  • С нажатой клавишей Ctrl рисуется прямоугольник с целочисленным (2:1, 3:1, и т.д.) соотношением сторон.
  • С нажатой клавишей Shift рисуется прямоугольник вокруг начальной точки, т.е. эта точка используется как центр прямоугольника.

Как видите, выбранный прямоугольник (только что созданный прямоугольник всегда выделен) показывает три управляющих ручки по углам. На самом деле их четыре, но две из них (вверху справа) накладываются друг на друга, если углы прямоугольника не закруглены. Эти две ручки называются ручками закругления; другие две (верхний левый и нижний правый) — ручки изменения размера.

Сперва обратим внимание на закругляющие ручки. Схватите один из них и потяните вниз — все четыре угла прямоугольника станут закруглёнными, и вы увидите вторую закругляющую ручку, которая стоит на месте в углу. Если вы хотите получить закруглённые углы, то это все, что вам нужно. Если же вы хотите получить закруглённые, но вытянутые в одну или другую сторону углы, вам нужно сдвинуть верхнюю ручку закругления влево.

Первые два прямоугольника, изображённые ниже, имеют круговые закруглённые углы, а другие два — эллиптические закруглённые углы:

 

 

 

По-прежнему используя инструмент для редактирования прямоугольников, щёлкните мышью по прямоугольникам и обратите внимание на расположение ручек закругления.

Зачастую, радиус закругления у фигуры должен быть постоянным в пределах всего документа, даже если размеры прямоугольников разные (подумайте о диаграмме с закруглёнными прямоугольниками разных размеров). Inkscape позволяет легко решить эту задачу. Переключитесь на инструмент выделения; в его панели настроек есть группа из четырёх кнопок, на второй слева изображены закруглённые углы. Это и есть способ контроля закруглённости углов при изменении размера прямоугольника.

 

Для наглядности ниже изображён изначальный, красный прямоугольник и его копии с изменёнными пропорциями. Кнопка «При изменении размера прямоугольников менять в той же пропорции и радиус закруглённых углов» в данном случае выключена:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание: так как размер и форма закруглённых углов одинаковы у всех прямоугольников, угол закругления совпадает в общем для всех фигур в правом верхнем углу. Все голубоватые прямоугольники получены из красного простым изменением его размера посредством инструмента выделения без каких-либо ручных коррекций положения ручек закругления.

Для сравнения ниже приведена такая же композиция, но теперь кнопка «При изменении размера прямоугольников менять в той же пропорции и радиус закруглённых углов» включена:

Теперь закруглённые углы так же различны, как и прямоугольники, которым они принадлежат, а в верхнем правом углу заметно несоответствие углов (увеличьте для наглядности). Это внешне схожий результат, как если бы вы преобразовали исходный прямоугольник в контур (Ctrl+Shift+C) и меняли его размер.

 

Ниже приведены горячие клавиши для ручек закругления прямоугольника:

  • Тяните ручку с нажатым Ctrl, чтобы получить кругоподобное закругление (узлы движутся синхронно).
  • Ctrl+щелчок по узлу даст тот же эффект без смещения ручки.
  • Shift+щелчок по ручке сбрасывает закругление.

 

Вы могли обратить внимание на то, что панель настроек инструмента редактирования прямоугольников отображает радиус закругления угла по горизонтали (Rx) и вертикали(Ry) для выбранного прямоугольника и позволяет установить точное значение. Кнопка «Не закруглён» делает то, что обещает: сбрасывает закругления у выбранного прямоугольника.

Преимущество этих регуляторов заключается в том, что ими можно менять параметры многих прямоугольников одновременно. Например, если вы хотите изменить все прямоугольники слоя, просто нажмите Ctrl+A («Выбрать всё») и укажите нужные параметры в панели параметров инструмента. Если в выделение попали фигуры, не являющиеся прямоугольниками, эти фигуры будут просто проигнорированы.

Теперь обратим внимание на узлы изменения размера прямоугольника. Вы можете спросить, зачем они нужны, если можно менять размер прямоугольника с помощью инструмента выделения.

Проблема использования инструмента выделения состоит в том, что понятие горизонтали и вертикали всегда такое же, как у документа. А вот у инструмента редактирования прямоугольников, напротив, изменение размера соответствующими ручками происходит всегда вдоль сторон прямоугольника. Для наглядности попробуйте изменить размер прямоугольника инструментом выделения, а после — при помощи его ручек, используя инструмент редактирования прямоугольников:

 

Из скошенных, повёрнутых, с изменённым при помощи ручек прямоугольников размером, можно легко создать трёхмерную композицию:

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот ещё несколько примеров композиций, созданных из прямоугольников, как с закруглением, так и с градиентной заливкой:

 

 

 

 

 

 

Эллипсы

 

Инструмент для редактирования эллипсов («Рисовать круги, эллипсы и дуги» F5) может создавать эллипсы и круги, которые вы можете превращать в сегменты или дуги. Горячие клавиши такие же, как и у инструмента редактирования прямоугольников:

С нажатым Ctrl рисуется круг или эллипс с целочисленным соотношением сторон прямоугольника в который вписывается эллипс (2:1, 3:1 и т.д.).

 

С нажатой клавишей Shift рисуется прямоугольник вокруг начальной точки, т.е. эта точка используется как центр прямоугольника.

Как и в случае с прямоугольником, изначально вы видите только три ручки, хотя на самом деле их четыре. Под правой ручкой скрыта ещё одна, позволяющая «открыть» эллипс. Потяните немного правую ручку, затем потяните появившуюся, скрытую ранее ручку управления, чтобы получить разные варианты сегментов или дуг:

 

 

 

 

Чтобы получить сегмент, потяните ручку вне эллипса, а для получения дуги — внутри его. На верхнем примере 4 сегмента слева и 3 дуги справа. Дуги — это незакрытые фигуры, т.е. обводка идёт вдоль эллипса, но не соединена в концах дуги. Вы можете сделать это более наглядным, убрав заливку и оставив только обводку:

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание на веероподобную группу сегментов слева. Их легко было создать, потянув за узел с нажатой клавишей Ctrl. Ниже приведены горячие клавиши для узлов дуги/сегмента:

  • С нажатой клавишей Ctrl узел смещается ступенчато, шагами по 15 градусов.
  • Shift+щелчок по ручке сделает эллипс целым (не дугой или сегментом).

Другие две ручки в эллипсе используются для изменения размера вокруг центра. Их горячие клавиши схожи с клавишами ручек, закругляющих прямоугольник:

Потяните с нажатой клавишей Ctrl, чтобы получить круг (сделать радиусы равными между собой).

Ctrl+щелчок преобразует эллипс в круг без необходимости в смещении.

 

Как и у прямоугольника, ручки управления, меняющие размер, регулируют ширину и высоту в собственных координатах эллипса. Это значит, что сплюснутый или повёрнутый эллипс может быть вытянут или сжат по линии собственных осей, оставаясь сплюснутым или повёрнутым. Попробуйте изменить размер этих эллипсов при помощи ручек, меняющих размер:

 

 

 

 

Звёзды

Звёзды — наиболее сложные и захватывающие фигуры в Inkscape. Если вы хотите поразить своих друзей, дайте им поиграться с инструментом, создающим звёзды. Это очень увлекательно, настолько, что может появиться зависимость!

 

Инструмент для создания и редактирования звёзд может создавать два типа объектов: звёзды и многоугольники. Звезда содержит два узла управления, которые определяют длину и форму лучей. Многоугольник содержит только одну ручку управления, которая просто поворачивает или меняет его тогда, когда за эту ручку тянут:

 

 

 

 

 

В панели управления инструмента, создающего звёзды, первым идёт переключатель звезда/многоугольник, далее числовое поле, в котором меняется количество вершин звезды или многоугольника. Допустимый диапазон значений последнего параметра от 3 (что очевидно) до 1024, но если компьютер медленный, больше 200 вершин использовать не советуем.

Когда рисуете новую звезду или многоугольник:

Нажатый Ctrl даст пошаговый поворот (по 15 градусов).

 

Конечно, звезда — наиболее интересная фигура (хотя многоугольники зачастую более полезны на практике). Две управляющих ручки звезды немного отличаются по своим функциям. Первая ручка (изначально она на кончике острия) делает лучи звезды длиннее или короче, но когда вы поворачиваете её (относительно центра фигуры), другая ручка тоже поворачивается. Это значит, что вы не можете наклонить лучи звезды, используя эту ручку.

 

Другая ручка (изначально она находится во впадине угла между двумя остриями), напротив, свободна в лучевых и поверхностных движениях без воздействия на вторую ручку. На самом деле, эта ручка сама может стать вершиной, будучи смещённой дальше другой от центра звезды. Эта ручка может наклонять кончики звезды, результатом чего станут разновидности кристаллов, мандал, снежинок и дикообразов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если хотите получить обычную правильную звезду без лишних завихрений, вы можете заставить скашивающую ручку стать нескашивающей:

Потяните за ручку с нажатой клавишей Ctrl, чтобы сохранить лучи звезды строго лучеобразными (без искажений).

Ctrl+щелчок по ручке убирает искажения без смещения ручки.

 

Полезным дополнением к управляющим ручкам фигуры на холсте является поле «Отношение радиусов» в панели параметров инструмента, которое задаёт отношение двух управляющих ручек к центру.

 

В качестве полезного дополнения, в панели управления есть поле Отношение радиусов, которое определяет отношение расстояний от ручек до центра. У звёзд в Inkscape есть ещё две хитрости в запасе. В геометрии многоугольник — фигура с прямыми линиями и резкими углами. В реальности же разные виды криволинейности и закруглённости — нормальное явление, и Inkscape позволяет получить подобные эффекты. Закругление звезды или многоугольника получается немного иначе, чем закругление у прямоугольников. Вам не нужно использовать отдельную ручку для этого, но

  • Shift+смещение узла по касательной даст округление звезды или многоугольника.
  • Shift+щелчок по ручке сбросит закругление.

 

«Касательно» — значит в направлении, перпендикулярном центру. Если вы «повернёте» ручку с нажатой клавишей Shift против часовой стрелки вокруг центра, то получите положительное закругление; поворот по часовой даст отрицательное закругление (смотрите далее примеры отрицательного закругления).

Ниже приведено сравнение закруглённого прямоугольника (с использованием инструмента создания и правки прямоугольников) с закруглённым четырёхконечным многоугольником (с использованием инструмента создания звёзд и многоугольников):

 

 

 

 

 

 

 

Как вы можете видеть, у закруглённого прямоугольника есть части из прямых линий и части c закруглением; закруглённый же многоугольник или звезда не имеют прямых линий вообще, кривизна мягко переходит от максимальной (в углах) к минимальной (в середине между углами). Inkscape делает это путём добавления коллинеарных касательных Безье к каждому узлу фигуры (вы можете увидеть их, если преобразуете фигуру в контур и проверите его инструментом редактирования узлов).

 

Параметр Закругление, который вы можете регулировать в панели управления — это отношение длины касательной к примыкающей длине стороны многоугольника/звезды. Этот параметр может быть отрицательным, что перевернёт направление касательных. Значение между 0,2 и 0,4 даёт «нормальное» закругление, такое, которое вы могли ожидать; другие значения могут создать прекрасные, запутанные и полностью непредсказуемые образцы. Звезда с большим значением закруглённости может уйти очень далеко от ручек. Ниже приведены некоторые примеры с указанными значениями закругления:

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы хотите чтобы кончики звезды были острыми, а впадины — гладкими, или наоборот, этого легко добиться, создав втяжку звезды (Ctrl+J):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Shift+смещение ручек звезды в Inkscape — одно из прекраснейших занятий, известных человечеству. Но оно может стать ещё лучше.

 

Для более близкой имитации фигур из реального мира Inkscape может искажать случайным образом звёзды и многоугольники. Незначительное искажение такого рода делает звезду менее правильной и более «человечной», чаще забавной; сильное искажение случайным образом — это путь к получению разнообразных сумасшедших непредсказуемых фигур. Закруглённая звезда остаётся слегка закруглённой после искажения случайным образом. Вот горячие клавиши:

Alt+перемещение ручки по касательной искажает звезду или многоугольник случайным образом.

Alt+щелчок по ручке сбрасывает искажение.

 

Когда будете смещать ручку звезды, подвергшейся эффекту «случайности», она будет дрожать, так как каждый шаг ручки соответствует собственному уникальному значению случайности. Смещение ручки звезды без нажатой клавиши Alt ещё раз применяет эффект случайности к фигуре с тем же уровнем случайности, в то время как Alt-смещение сохраняет искажение, но корректирует уровень. Ниже приведены звёзды с одинаковыми параметрами, но к каждой из них применён эффект случайности путём небольшого сдвига их ручек (уровень случайности везде равен 0,1):

 

 

 

 

 

А тут средняя звезда из предыдущего примера, но уже с переменным уровнем искажения от -0,2 до 0,2:

 

 

 

 

Сместите ручку средней звезды в ряду при помощи Alt+смещение и понаблюдайте, как звезда превращается в своих соседей справа и слева.

 

Вероятно, вы найдёте собственное применение звёздам, искажённым случайным образом, но я использую их для закруглённых амёбовидных клякс и огромных грубых планет с фантастической поверхностью.

 

 

Спирали

 

Спираль в Inkscape —это многосторонняя форма, возможно, не такая полезная как звезда, но и она, при необходимости, может стать очень полезной. Спираль, как и звезда, рисуется от центра; и рисуется, и редактируется.

 

Ctrl+смещение даст шаги смещения в 15 градусов (по умолчанию).

У нарисованной спирали есть две ручки: одна находится на конце внутри, другая — на конце снаружи. Обе ручки легко перемещаются, сворачивая и разворачивая спираль (как бы «продолжая» её, меняя количество витков). Горячие клавиши:

 

Внешняя ручка:

  • Shift+смещение для изменения размера/поворота вокруг центра (нет сворачивания/разворачивания).
  • Alt+смещение оставит неизменным радиус во время разворачивания/сворачивания.

 

Внутренняя ручка:

  • Alt+смещение по вертикали для схождения/расхождения.
  • Alt+щелчок для сброса расхождения.
  • Shift+щелчок для смещения внутренней ручки к центру.

 

Нелинейность спирали — это мера расхождения витков. Когда нелинейность равна 1, спираль однообразная; когда меньше единицы (Alt+смещение вверх) — спираль плотнее к окружности; когда больше единицы (Alt+смещение вниз) — спираль плотнее к центру:

 

 

 

 

Максимальное количество витков спирали равно 1024.

Как инструмент для создания эллипсов хорош для создания не только эллипсов, но и дуг (линий неизменной кривизны), так и инструмент для создания спиралей полезен для создания кривых со слабо меняющейся кривизной. Сравнивая обычные кривые Безье с дугами или спиралями, можно отметить, что последние более удобны, потому что вы можете укорачивать или удлинять их, смещая ручку по линии изгиба без искажения общей формы. А ещё вы можете получить интересный эффект, нарисовав обычную спираль, убрав обводку и добавив заливку.

 

 

 

 

 

Особенно интересны спирали с пунктирной обводкой — они объединяют гладкую крепость формы с правильно распределёнными метками (точками или чёрточками) для получения более красивых эффектов:

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты для работы с фигурами в Inkscape обладают огромный потенциалом. Изучите их особенности и применяйте их в своё удовольствие — это вам пригодится в творческой работе, потому что использование фигур вместо обычных контуров зачастую делает векторные работы быстро выполнимыми и более легко изменяемыми.

Продолжение

У Inkscape есть четыре удобных инструмента для работы с фигурами, каждый из которых может создавать или редактировать только собственный тип фигур. Фигура — это объект, изменять который можно разными уникальными для него способами, используя узлы управления и числовые параметры, которые определяют внешний вид фигуры.

К инструментам фигур относятся инструменты для рисования прямоугольников, эллипсов, звёзд и спиралей. Для начала давайте посмотрим на общие принципы работы с ними, а после ознакомимся с каждым более обстоятельно.

 

Основные приёмы

 

Новая фигура создается нажатием и перетаскиванием по холсту курсора соответствующего инструмента. Когда фигура создана (и выбрана), она отображает свои узлы управления в виде белых меток в форме кристалла. Теперь вы можете сразу редактировать созданное, перемещая эти узлы.

 

Все четыре разновидности фигур показывают свои узлы управления с любым из включенных инструментов редактирования фигур, также как и с включённым инструментом редактирования узлов (F2). В момент наведения курсора мыши на один из узлов он (курсор) сообщает вам в строке состояния, что сделает этот узел при его смещении или нажатии по нему с разными модификаторами.

 

Кроме того, каждая фигура отображает свои параметры в панели параметров инструмента (которая находится над холстом). Обычно панель настроек инструмента содержит несколько числовых полей для ввода и кнопку сброса значений в изначальное состояние. Когда фигура выбрана её «родным» инструментом, редактирование значений в панели настроек изменит выбранную фигуру.

 

Любые изменения в параметрах инструмента запоминаются и используются для следующей новой фигуры. Например, если вы измените количество лучей звезды, у всех последующих новых звёзд будет такое же количество лучей. Более того, новые параметры фигур запоминаются глобально для каждой новой сессии работы с Inkscape.

 

 

Прямоугольники

 

Прямоугольник является простейшей, но, возможно, самой распространённой фигурой в дизайне и иллюстрировании. Inkscape пытается сделать создание и редактирование прямоугольников настолько простым и удобным, насколько это вообще возможно.

Переключитесь на инструмент редактирования прямоугольников F4 или щёлкните мышью по его значку (синий квадратик слева). Создайте новый прямоугольник.

Горячие клавиши для рисования прямоугольников:

  • С нажатой клавишей Ctrl рисуется прямоугольник с целочисленным (2:1, 3:1, и т.д.) соотношением сторон.
  • С нажатой клавишей Shift рисуется прямоугольник вокруг начальной точки, т.е. эта точка используется как центр прямоугольника.

Как видите, выбранный прямоугольник (только что созданный прямоугольник всегда выделен) показывает три управляющих ручки по углам. На самом деле их четыре, но две из них (вверху справа) накладываются друг на друга, если углы прямоугольника не закруглены. Эти две ручки называются ручками закругления; другие две (верхний левый и нижний правый) — ручки изменения размера.

Сперва обратим внимание на закругляющие ручки. Схватите один из них и потяните вниз — все четыре угла прямоугольника станут закруглёнными, и вы увидите вторую закругляющую ручку, которая стоит на месте в углу. Если вы хотите получить закруглённые углы, то это все, что вам нужно. Если же вы хотите получить закруглённые, но вытянутые в одну или другую сторону углы, вам нужно сдвинуть верхнюю ручку закругления влево.

Первые два прямоугольника, изображённые ниже, имеют круговые закруглённые углы, а другие два — эллиптические закруглённые углы:

 

 

 

По-прежнему используя инструмент для редактирования прямоугольников, щёлкните мышью по прямоугольникам и обратите внимание на расположение ручек закругления.

Зачастую, радиус закругления у фигуры должен быть постоянным в пределах всего документа, даже если размеры прямоугольников разные (подумайте о диаграмме с закруглёнными прямоугольниками разных размеров). Inkscape позволяет легко решить эту задачу. Переключитесь на инструмент выделения; в его панели настроек есть группа из четырёх кнопок, на второй слева изображены закруглённые углы. Это и есть способ контроля закруглённости углов при изменении размера прямоугольника.

 

Для наглядности ниже изображён изначальный, красный прямоугольник и его копии с изменёнными пропорциями. Кнопка «При изменении размера прямоугольников менять в той же пропорции и радиус закруглённых углов» в данном случае выключена:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание: так как размер и форма закруглённых углов одинаковы у всех прямоугольников, угол закругления совпадает в общем для всех фигур в правом верхнем углу. Все голубоватые прямоугольники получены из красного простым изменением его размера посредством инструмента выделения без каких-либо ручных коррекций положения ручек закругления.

Для сравнения ниже приведена такая же композиция, но теперь кнопка «При изменении размера прямоугольников менять в той же пропорции и радиус закруглённых углов» включена:

Теперь закруглённые углы так же различны, как и прямоугольники, которым они принадлежат, а в верхнем правом углу заметно несоответствие углов (увеличьте для наглядности). Это внешне схожий результат, как если бы вы преобразовали исходный прямоугольник в контур (Ctrl+Shift+C) и меняли его размер.

 

Ниже приведены горячие клавиши для ручек закругления прямоугольника:

  • Тяните ручку с нажатым Ctrl, чтобы получить кругоподобное закругление (узлы движутся синхронно).
  • Ctrl+щелчок по узлу даст тот же эффект без смещения ручки.
  • Shift+щелчок по ручке сбрасывает закругление.

 

Вы могли обратить внимание на то, что панель настроек инструмента редактирования прямоугольников отображает радиус закругления угла по горизонтали (Rx) и вертикали(Ry) для выбранного прямоугольника и позволяет установить точное значение. Кнопка «Не закруглён» делает то, что обещает: сбрасывает закругления у выбранного прямоугольника.

Преимущество этих регуляторов заключается в том, что ими можно менять параметры многих прямоугольников одновременно. Например, если вы хотите изменить все прямоугольники слоя, просто нажмите Ctrl+A («Выбрать всё») и укажите нужные параметры в панели параметров инструмента. Если в выделение попали фигуры, не являющиеся прямоугольниками, эти фигуры будут просто проигнорированы.

Теперь обратим внимание на узлы изменения размера прямоугольника. Вы можете спросить, зачем они нужны, если можно менять размер прямоугольника с помощью инструмента выделения.

Проблема использования инструмента выделения состоит в том, что понятие горизонтали и вертикали всегда такое же, как у документа. А вот у инструмента редактирования прямоугольников, напротив, изменение размера соответствующими ручками происходит всегда вдоль сторон прямоугольника. Для наглядности попробуйте изменить размер прямоугольника инструментом выделения, а после — при помощи его ручек, используя инструмент редактирования прямоугольников:

 

Из скошенных, повёрнутых, с изменённым при помощи ручек прямоугольников размером, можно легко создать трёхмерную композицию:

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот ещё несколько примеров композиций, созданных из прямоугольников, как с закруглением, так и с градиентной заливкой:

 

 

 

 

 

 

Эллипсы

 

Инструмент для редактирования эллипсов («Рисовать круги, эллипсы и дуги» F5) может создавать эллипсы и круги, которые вы можете превращать в сегменты или дуги. Горячие клавиши такие же, как и у инструмента редактирования прямоугольников:

С нажатым Ctrl рисуется круг или эллипс с целочисленным соотношением сторон прямоугольника в который вписывается эллипс (2:1, 3:1 и т.д.).

 

С нажатой клавишей Shift рисуется прямоугольник вокруг начальной точки, т.е. эта точка используется как центр прямоугольника.

Как и в случае с прямоугольником, изначально вы видите только три ручки, хотя на самом деле их четыре. Под правой ручкой скрыта ещё одна, позволяющая «открыть» эллипс. Потяните немного правую ручку, затем потяните появившуюся, скрытую ранее ручку управления, чтобы получить разные варианты сегментов или дуг:

 

 

 

 

Чтобы получить сегмент, потяните ручку вне эллипса, а для получения дуги — внутри его. На верхнем примере 4 сегмента слева и 3 дуги справа. Дуги — это незакрытые фигуры, т.е. обводка идёт вдоль эллипса, но не соединена в концах дуги. Вы можете сделать это более наглядным, убрав заливку и оставив только обводку:

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание на веероподобную группу сегментов слева. Их легко было создать, потянув за узел с нажатой клавишей Ctrl. Ниже приведены горячие клавиши для узлов дуги/сегмента:

  • С нажатой клавишей Ctrl узел смещается ступенчато, шагами по 15 градусов.
  • Shift+щелчок по ручке сделает эллипс целым (не дугой или сегментом).

Другие две ручки в эллипсе используются для изменения размера вокруг центра. Их горячие клавиши схожи с клавишами ручек, закругляющих прямоугольник:

Потяните с нажатой клавишей Ctrl, чтобы получить круг (сделать радиусы равными между собой).

Ctrl+щелчок преобразует эллипс в круг без необходимости в смещении.

 

Как и у прямоугольника, ручки управления, меняющие размер, регулируют ширину и высоту в собственных координатах эллипса. Это значит, что сплюснутый или повёрнутый эллипс может быть вытянут или сжат по линии собственных осей, оставаясь сплюснутым или повёрнутым. Попробуйте изменить размер этих эллипсов при помощи ручек, меняющих размер:

 

 

 

 

Звёзды

Звёзды — наиболее сложные и захватывающие фигуры в Inkscape. Если вы хотите поразить своих друзей, дайте им поиграться с инструментом, создающим звёзды. Это очень увлекательно, настолько, что может появиться зависимость!

 

Инструмент для создания и редактирования звёзд может создавать два типа объектов: звёзды и многоугольники. Звезда содержит два узла управления, которые определяют длину и форму лучей. Многоугольник содержит только одну ручку управления, которая просто поворачивает или меняет его тогда, когда за эту ручку тянут:

 

 

 

 

 

В панели управления инструмента, создающего звёзды, первым идёт переключатель звезда/многоугольник, далее числовое поле, в котором меняется количество вершин звезды или многоугольника. Допустимый диапазон значений последнего параметра от 3 (что очевидно) до 1024, но если компьютер медленный, больше 200 вершин использовать не советуем.

Когда рисуете новую звезду или многоугольник:

Нажатый Ctrl даст пошаговый поворот (по 15 градусов).

 

Конечно, звезда — наиболее интересная фигура (хотя многоугольники зачастую более полезны на практике). Две управляющих ручки звезды немного отличаются по своим функциям. Первая ручка (изначально она на кончике острия) делает лучи звезды длиннее или короче, но когда вы поворачиваете её (относительно центра фигуры), другая ручка тоже поворачивается. Это значит, что вы не можете наклонить лучи звезды, используя эту ручку.

 

Другая ручка (изначально она находится во впадине угла между двумя остриями), напротив, свободна в лучевых и поверхностных движениях без воздействия на вторую ручку. На самом деле, эта ручка сама может стать вершиной, будучи смещённой дальше другой от центра звезды. Эта ручка может наклонять кончики звезды, результатом чего станут разновидности кристаллов, мандал, снежинок и дикообразов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если хотите получить обычную правильную звезду без лишних завихрений, вы можете заставить скашивающую ручку стать нескашивающей:

Потяните за ручку с нажатой клавишей Ctrl, чтобы сохранить лучи звезды строго лучеобразными (без искажений).

Ctrl+щелчок по ручке убирает искажения без смещения ручки.

 

Полезным дополнением к управляющим ручкам фигуры на холсте является поле «Отношение радиусов» в панели параметров инструмента, которое задаёт отношение двух управляющих ручек к центру.

 

В качестве полезного дополнения, в панели управления есть поле Отношение радиусов, которое определяет отношение расстояний от ручек до центра. У звёзд в Inkscape есть ещё две хитрости в запасе. В геометрии многоугольник — фигура с прямыми линиями и резкими углами. В реальности же разные виды криволинейности и закруглённости — нормальное явление, и Inkscape позволяет получить подобные эффекты. Закругление звезды или многоугольника получается немного иначе, чем закругление у прямоугольников. Вам не нужно использовать отдельную ручку для этого, но

  • Shift+смещение узла по касательной даст округление звезды или многоугольника.
  • Shift+щелчок по ручке сбросит закругление.

 

«Касательно» — значит в направлении, перпендикулярном центру. Если вы «повернёте» ручку с нажатой клавишей Shift против часовой стрелки вокруг центра, то получите положительное закругление; поворот по часовой даст отрицательное закругление (смотрите далее примеры отрицательного закругления).

Ниже приведено сравнение закруглённого прямоугольника (с использованием инструмента создания и правки прямоугольников) с закруглённым четырёхконечным многоугольником (с использованием инструмента создания звёзд и многоугольников):

 

 

 

 

 

 

 

Как вы можете видеть, у закруглённого прямоугольника есть части из прямых линий и части c закруглением; закруглённый же многоугольник или звезда не имеют прямых линий вообще, кривизна мягко переходит от максимальной (в углах) к минимальной (в середине между углами). Inkscape делает это путём добавления коллинеарных касательных Безье к каждому узлу фигуры (вы можете увидеть их, если преобразуете фигуру в контур и проверите его инструментом редактирования узлов).

 

Параметр Закругление, который вы можете регулировать в панели управления — это отношение длины касательной к примыкающей длине стороны многоугольника/звезды. Этот параметр может быть отрицательным, что перевернёт направление касательных. Значение между 0,2 и 0,4 даёт «нормальное» закругление, такое, которое вы могли ожидать; другие значения могут создать прекрасные, запутанные и полностью непредсказуемые образцы. Звезда с большим значением закруглённости может уйти очень далеко от ручек. Ниже приведены некоторые примеры с указанными значениями закругления:

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы хотите чтобы кончики звезды были острыми, а впадины — гладкими, или наоборот, этого легко добиться, создав втяжку звезды (Ctrl+J):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Shift+смещение ручек звезды в Inkscape — одно из прекраснейших занятий, известных человечеству. Но оно может стать ещё лучше.

 

Для более близкой имитации фигур из реального мира Inkscape может искажать случайным образом звёзды и многоугольники. Незначительное искажение такого рода делает звезду менее правильной и более «человечной», чаще забавной; сильное искажение случайным образом — это путь к получению разнообразных сумасшедших непредсказуемых фигур. Закруглённая звезда остаётся слегка закруглённой после искажения случайным образом. Вот горячие клавиши:

Alt+перемещение ручки по касательной искажает звезду или многоугольник случайным образом.

Alt+щелчок по ручке сбрасывает искажение.

 

Когда будете смещать ручку звезды, подвергшейся эффекту «случайности», она будет дрожать, так как каждый шаг ручки соответствует собственному уникальному значению случайности. Смещение ручки звезды без нажатой клавиши Alt ещё раз применяет эффект случайности к фигуре с тем же уровнем случайности, в то время как Alt-смещение сохраняет искажение, но корректирует уровень. Ниже приведены звёзды с одинаковыми параметрами, но к каждой из них применён эффект случайности путём небольшого сдвига их ручек (уровень случайности везде равен 0,1):

 

 

 

 

 

А тут средняя звезда из предыдущего примера, но уже с переменным уровнем искажения от -0,2 до 0,2:

 

 

 

 

Сместите ручку средней звезды в ряду при помощи Alt+смещение и понаблюдайте, как звезда превращается в своих соседей справа и слева.

 

Вероятно, вы найдёте собственное применение звёздам, искажённым случайным образом, но я использую их для закруглённых амёбовидных клякс и огромных грубых планет с фантастической поверхностью.

 

 

Спирали

 

Спираль в Inkscape —это многосторонняя форма, возможно, не такая полезная как звезда, но и она, при необходимости, может стать очень полезной. Спираль, как и звезда, рисуется от центра; и рисуется, и редактируется.

 

Ctrl+смещение даст шаги смещения в 15 градусов (по умолчанию).

У нарисованной спирали есть две ручки: одна находится на конце внутри, другая — на конце снаружи. Обе ручки легко перемещаются, сворачивая и разворачивая спираль (как бы «продолжая» её, меняя количество витков). Горячие клавиши:

 

Внешняя ручка:

  • Shift+смещение для изменения размера/поворота вокруг центра (нет сворачивания/разворачивания).
  • Alt+смещение оставит неизменным радиус во время разворачивания/сворачивания.

 

Внутренняя ручка:

  • Alt+смещение по вертикали для схождения/расхождения.
  • Alt+щелчок для сброса расхождения.
  • Shift+щелчок для смещения внутренней ручки к центру.

 

Нелинейность спирали — это мера расхождения витков. Когда нелинейность равна 1, спираль однообразная; когда меньше единицы (Alt+смещение вверх) — спираль плотнее к окружности; когда больше единицы (Alt+смещение вниз) — спираль плотнее к центру:

 

 

 

 

Максимальное количество витков спирали равно 1024.

Как инструмент для создания эллипсов хорош для создания не только эллипсов, но и дуг (линий неизменной кривизны), так и инструмент для создания спиралей полезен для создания кривых со слабо меняющейся кривизной. Сравнивая обычные кривые Безье с дугами или спиралями, можно отметить, что последние более удобны, потому что вы можете укорачивать или удлинять их, смещая ручку по линии изгиба без искажения общей формы. А ещё вы можете получить интересный эффект, нарисовав обычную спираль, убрав обводку и добавив заливку.

 

 

 

 

 

Особенно интересны спирали с пунктирной обводкой — они объединяют гладкую крепость формы с правильно распределёнными метками (точками или чёрточками) для получения более красивых эффектов:

 

 

 

 

 

 

 

Инструменты для работы с фигурами в Inkscape обладают огромный потенциалом. Изучите их особенности и применяйте их в своё удовольствие — это вам пригодится в творческой работе, потому что использование фигур вместо обычных контуров зачастую делает векторные работы быстро выполнимыми и более легко изменяемыми.

Продолжение



Коментарии